К прямоугольным стенам в кубических объемах мы привыкли, и опыт проектирования в таких объемах накопили колоссальный. Но создать дизайн-проект дома, расположенного в круглой башне, или в полукруге – такой возможности может архитектору или дизайнеру не представиться никогда – настолько редки эти постройки.
И все же округлые формы – привычней для живой природы, которая вообще не знает прямых углов. В ней все живые формы имеют округлые или плавные очертания. Поэтому и сконструированное дизайнером пространство, окантованное стенами по кругу, как правило, выглядит в высшей степени естественно.
Дом в круглой башне все же имеет свои прямоугольные недостатки – опорные колонны, выступы лестничных пролетов, межкомнатные перегородки просто невозможно все соорудить по кругу без опасности попасть в спираль. И здесь-то проектирование может зайти в тупик – слишком просто можно из нестандартности угодить в обыкновенность.
Удачным можно назвать такой подход к решению этого противоречия –
дизайн интерьера подчеркивает, выделяет все округлые компоненты планировки, а все необходимые, но прямоугольные детали декорирует настолько, что их непрямоугольными представить невозможно.
При таком решении отделанные природным камнем стояки, внутри которых проходят электрические кабели и водопроводные трубы, да еще изящно подсвеченные, превращаются из недостатка в достоинство. То же происходит и с углом комнаты, который агрессивно врезается в округлый холл. Дизайн-проект может подчеркивать этот выступ устройством подвесного потолка в двух уровнях. Один уровень – гладкий белый высокий потолок — он как будто символизирует высокое небо, находится в округлом сегменте дома.
Другой уровень – ниже первого, состоит из соединенных углами ромбов с просветами посередине, подчеркивающих глубину первого уровня. Между ромбами зигзагообразного потолка редко расположены маленькие светильники, приближающие этот подвесной потолок к зрителю. Теперь угол разгораживает круг на зоны и наделяет их значением. Там, где естественный свет, — зона занятий. Здесь стоит письменный стол, здесь же инструмент и полка для нот. За углом – обеденная зона, освещается в основном искусственным светом. Естественный свет попадает сюда только из кухни, которая находится на одном уровне с обеденной зоной, но уже за лестницей, что предусмотрена проектом прямо в центре башни.
Дизайнеры еще любят прятать неуклюжие с их точки зрения детали за теле- и видеоаппаратурой. Подходит для этих целей и керамика, и цветы в круглых горшках. Но надо опасаться картин в прямоугольных рамах – они-то могут перечеркнуть все дизайнерские находки и установят нежелательную прямоугольность даже в доме кругом.
Помимо разноуровневых потолков условного зонирования прямоугольных помещений в округлом объеме можно добиться использованием в каждой зоне своего материала для отделки. Цвета должны быть бежевыми, розоватыми, желто-коричневыми или персиковыми – они приглушают выпуклость прямоугольных форм.
При
проектировании дома в круге, нужно иметь ввиду, что все объемные предметы прямоугольной формы лучше размещать в центральной зоне, постараться или спрятать их за прямоугольными перегородками и стенами, или, если это красивый прямоугольный камин, только частично утопить его в прямоугольной нише. Тогда тепло от него и теплый отсвет пламени будет греть все окружающее пространство. В интерьере округлой зоны прямоугольные диваны или кровати нежелательны – там применим дизайн мелких форм – круглые столы или столики, пуфы или пуфики, округлые кресла и округлые подставки под комнатные растения.
Если же в круглом доме оставлять нетронутым хотя бы полукруг, то дизайн этого полукруглого пространства может походить на дизайн эркеров – он должен быть вызывающе круглым, начиная от подиума и заканчивая подвесным круглым потолком. Интерьер составляют округлые диваны вдоль округлых оконных проемов и круглый стол в самом центре подиума.