Активное освоение новых территорий, например, нефтяных месторождений, ведет за собой строительство и сопутствующих объектов – автомобильных и железных дорог, зданий и сооружений гражданского и промышленного назначения. И, конечно же, все это невозможно осуществить без подачи электрической энергии.
Кто был в Западной Сибири, тот видел огромные площади, утыканные тысячами металлических конструкций с протянутыми на них проводами. Это и есть линии электропередач (или воздушные линии – ВЛ), а металлические конструкции, их поддерживающие, — это опоры ЛЭП. Типичная опора состоит из стойки, фундамента, траверс и оттяжки.
В зависимости от передаваемого напряжения, ВЛ подразделяются на 5 групп:
— до 1 киловольта (кВ) (низший класс напряжений)
— 1-35 кВ (средний класс напряжений)
— 110-220 кВ (высокий класс напряжений)
— 330-750 кВ (сверхвысокий класс напряжений)
— свыше 750 кВ (ультравысокий класс напряжений)
Понятно, что разное напряжение линий требует разных конструктивных особенностей их изготовления. В той же Сибири, используют, в основном, усиленные металлические конструкции, которые укрепляются в основании железобетонными электросетевыми сваями. При этом высота их может достигать и 40, и 50 метров.
Деревянные опоры, которые повсеместно ставились каких-то 30-40 лет назад, в основном уже заменены железобетонными стойками. Сотни заводов железобетонных изделий по всей России выпускают миллионы типовых стоек СВ длиной от 9 до 11 метров. Нельзя сказать, что железобетонные опоры являются панацеей, — коварная зима 2010 года показала в некоторых областях России, что может произойти из-за капризов природы – буквально за ночь, тысячи железобетонных стоек попадали по эффекту домино, из-за образовавшейся на проводах наледи. Тут же пошли разговоры, что рано еще отказываться от деревянных АНАЛОГОВ, ведь одним из их плюсов является легкость конструкции. Но и эта проблема решается специальным подбором бетонной смеси, увеличивающей ее прочность.
Металлические опоры ЛЭП делают из стали специальных марок, и в целях предотвращения коррозии, их оцинковывают или периодически окрашивают. Их формы бывают разными, — пирамида, трапеция, более сложные геометрические фигуры. Есть даже проекты изготовления опор на строительстве олимпийских объектов в Сочи в виде животных, – оленя и медведя.
Срок службы металлических и железобетонных стоек- 50 и более лет, деревянных — до 25 лет. Опоры также подразделяются по назначению:
— промежуточные – ставятся на прямых участках трассы ВЛ, и нужны только для поддержания проводов;
— анкерные – также используются на прямых участках, но для переноса линий через сооружения или природные преграды, как правило, более прочные;
— угловые – устанавливаются на поворотах;
— концевые – стоят в начале и в конце линии;
— специальные (ответвительные, перекрестные, переходные) — ставят, если есть необходимость перекинуть воздушную линию в других направлениях.